Хочу поделиться своими впечатлениями о каркасно-надувном каяке "Паша" производства компании "ФМК" образца 2005 года.
Каяком я владел чуть более 10 лет, правда жизнь сложилась так, что времени на походы и покатушки за этот период практически не было. Так что опыт использования этого каяка ограничивается одним двухнедельным походом по Карелии и некоторым количеством коротеньких покатушек. Сразу сделаю оговорку - речь идет не о свежей лодке, вероятно производителем за это время в конструкцию вносились какие-то изменения.
Конструкция довольно простая - монокильсон, два шпангоута, один пояс стрингеров и привальный брус.
Производителю удалось сделать конструкцию весьма лёгкой - лодка весит около 10 кг. Шкура при этом вполне прочная, хотя и не скажу, что толстая. Во всяком случае порвать её на Карельском шкуродёре мне не удалось (хотя на ней и появились потёртости). Правда я сразу же после покупки вырезал подкладку по форме днища из туристической пенки. Вероятно, это повысило живучесть шкуры. Сейчас готовый фирменный коврик можно купить вместе с лодкой.
В конструкции моего экземпляра лодки есть небольшой изъян. Пластиковые кницы на шпангоутах никак не зафиксированы и при некотором приложении силы могут съехать вверх или вниз. Это может привести к неравномерности обводов, т.к. вместе с кницами уедут и стрингера. Возможно, производитель исправил этот недочёт в новых лодках, но если нет - просто проверяйте расположение книц при сборке и, если надо, поправляйте их. Сборка, кстати, сложности не представляет, но для неё потребуются плоскогубцы, чтобы прикрутить упоры.
У каяка есть бедренные упоры, которые позволяют кренить лодку. Представляют собой две продольные трубы вдоль очка. Не скажу, что упоры шибко удобные, но это лучше, чем ничего. Пяточного упора нет, его роль у меня обычно выполняла туго набитая герма в носу лодки. Сиденье и спинка в моей модификации отсутствуют, слышал, что в более поздних моделях эти опции появились.
Каяк довольно неплохо едет вперед, проблем на озёрах я не испытывал. С каркасниками типа Тайменя не гонялся, а вот в паре с КНБ никаких проблем не было, скорости близки. Серьёзные пороги я на этой лодке не ходил. Типичные карельские пороги и шиверы проходятся легко и непринуждённо. Лодка довольно остойчива, оверкиль мне удалось совершить только один раз да и то, когда полез выпендриваться в порог. Курс держит очень хорошо, а вот вертится не очень, но оно и понятно - лодка килеватая, да и обводы скорее байдарочные, нежели каячные.
"Паша" оказался весьма вместительным. Без особых проблем можно запихать в него шмотки и жратву на двухнедельный поход. Правда для этого нужна весьма серьёзная оптимизация снаряжения и раскладки (болотные сапоги, гитара и тушёнка - отказать).
Понравилась ли мне лодка? Безусловно, да! "Паша" - отличный вариант для несложного туризма, с уклоном именно в туризм, а не в спорт. Но увы, жизнь складывается так, что на продолжительные походы времени нет, а для коротких ПВД и спонтанных покатушек каркасники не слишком удобны. Жизнь заставляет меня переходить на надувные суда, поскольку быстрота сборки и удобство хранения - это то, что у меня сейчас в приоритете. Но об этом я напишу в следующий раз, когда приедет моя новая лодка.